Алтын - Арашан в августе

Алтын-Арашан 2002

Есть на свете множество красивейших и интереснейших мест, в которых Природа воплотила в жизнь самые замысловатые свои идеи. И есть на свете люди, которым недостаточно смотреть телевизор и разглядывать открытки с живописными видами. Эти люди идут пешком, едут верхом на лошадях, велосипедах, автомобилях, плывут на различных плавучих предметах, преодолевают миллион трудностей для того, чтобы воочию убедиться в существовании Красоты… И чем больше видят они, тем больше убеждаются в том, что мир наш огромен и многолик и непременно нужно увидеть его весь. И это желание увидеть больше такое сильное, что оно регулярно выдергивает нас из привычной размеренной жизни в поисках новых мест, где мы еще не были.
Я не являюсь исключением. Не прошло и месяца с последнего похода на Иссык-Куль, как мы опять едем в далекий горный край. На этот раз судьба закинула нас на другой берег Иссык-Куля, в красивейшее ущелье Арашан, где мы провели незабываемые дни. Впрочем, все по порядку.
Недавно я познакомилась с очень интересной женщиной. Альпинистка, исходившая вдоль и поперек весь наш горный край, веселая и заводная, Ольга сразу располагала к себе… Она очень много рассказывала про красоты Алтын-Арашана – горного курорта на восточном берегу Иссык-Куля. Ну, а для нашего брата-туриста достаточно трех слов: «новое», «красивое», «интересное» - и вещи пакуются в рюкзаки. Даже последующие уточнения типа «сложное», «опасное», «труднодоступное» уже не играют большой роли, разве что заставляют более тщательно подойти к выбору снаряжения. Словом, поход был запланирован и ничто уже не могло его отменить, разве что вселенская катастрофа. Хотя надо отдать должное погоде – она настойчиво пыталась внести коррективы в виде дождя и противного серого неба. Дорога предстояла дальняя – 400 км., поэтому, чтобы не терять дня, мы выехали ночью, напившись кофе, рассчитывая в 10 часов утра быть на месте. Машина летела ласточкой, и уже в 7 утра мы увидели Иссык-Куль, но это было только начало, село Теплоключенка находилось еще очень далеко от нас. К нашему расстройству небо над озером было мрачным, свинцовым и дождливым. Сам Иссык-Куль казался огромнейшим озером ртути с редкими более светлыми полосами подводных течений. С обоих его берегов ползли армии клубящихся серых туч, конца которым и края не видно было. Пару раз солнце делало отчаянные попытки пробиться сквозь этот мрак, но яркие желтые лучи не могли разогнать сплошную свинцовую пелену. Тучи победили, и над всем огромным озером пошел мелкий нудный дождик, сразу размыв очертания гор, домов и высоких тополей, растущих вдоль дороги. Правда, из окна машины картина была очень даже красивая и величественная, но мы уныло думали о походе пешком под таким вот дождиком. Однако, унынию не место в наших рядах, и мы с Ольгой воспользовались ничегонеделанием и прикинули по карте наиболее оптимальный маршрут. Нас ждали скалы, еловые огромные леса, бурные реки, удивительные горные озера а еще горячие минеральные источники, где можно не просто искупаться, а прогреться до самых костей, что особенно актуально в сырую и дождливую погоду.
Итак, последние километры, Иссык-Куль остался за спиной, впереди – величественные скалисто-зеленые горы и большое уютное село Теплоключенка – бывшая казачья станица. Когда-то очень давно сюда вместе с великим путешественником Н.М Пржевальским пришли семиреченские казаки, да так и остались в этом благодатном краю. Не будет преувеличением сказать, что яблоки и смородина здесь самые лучшие в мире. Да и климат мягкий, разве что влажновато.
В Теплоключенке нас встретил Николай – муж Ольги. Пообедав в доме Николая, уложив рюкзаки и поставив машину в гараж соседу, мы вышли на маршрут. Да, именно ВЫШЛИ, пешком и с огромными рюкзаками… Конечно, можно было взять лошадей, но задачей нашей было протестировать пеший маршрут, так сказать на своем опыте… Ох, как я вспоминала лошадок на всем протяжении похода! Но даже тяжелый подъем и все трудности похода всплывали как-то периодически, задвинутые в дальний уголок туристического подсознания невероятной красотой мест, по которым мы шли… плохая погода сыграла нам на руку, так как было нежарко, ведь шли как раз в самое обеденное время. Мне выпала сомнительная честь – нести продукты на четыре дня на четверых людей, которые очень любят вкусно и много поесть. Ну, конечно не всю еду, но львиную часть сгущенки, тушенки и прочего непортящегося питания. Уже через полчаса я вдруг осознала, что самая лучшая еда для туриста-пешеходника – это супы из пакетиков, а сгущенка – непозволительная роскошь. И когда мы устроили первый привал на душистом горном лугу в обществе косарей из села, я широким жестом достала сгущенку и под ироничными взглядами моих спутников стала угощать всех направо и налево. Нам неожиданно повезло – появилась возможность пройти некоторую часть пути налегке, а наши рюкзаки поехали до моста через Арашанку на мотоцикле. Воспрянув духом, мы быстро поднялись на невысокую гору, где располагался дендрологический парк Академии Наук и там с умилением узрели питомник тянь-шаньских голубых елей. Крохотные елочки стояли ровными пушистыми рядочками и трудно было поверить, что именно они через несколько лет превратятся в необыкновенно красивых великанов, которые гордо будут возвышаться над остальной растительной братией. Кстати, многие из питомцев этого парка украшают правительственные здания и площади столиц стран СНГ. Кто знает, куда судьба занесет эти зелено-голубые творения природы, которые пока робко, но настойчиво тянутся к свету. А за заборчиком – тенистые аллеи, где смешались деревья со всех концов света, причудливо оттеняя друг друга… Там же нам повезло увидеть редкое зрелище – обучение молодых горных ястребков. Среди высоких сосен раздавался суматошный свист и беспорядочное шебуршение. Оказалось, что в вышине идет процесс воспитания подрастающего поколения, которое пытается повторять все за родителями, но в силу неопытности и излишней импульсивности часто промахивается, оглашая окрестности громким возмущенно-разочарованным писком. Мы не стали отвлекать юных хищников и пошли дальше, поглядывая по сторонам и под ноги, так как начался не очень легкий спуск. Вообще-то, смотреть под ноги было сложно, так как все время хотелось замереть и бесконечно смотреть по сторонам, такой вид открывался… Серые клубящиеся тучи медленно, но верно захватывали пространство над бесконечными лесистыми склонами, туман незаметно проникал в каждую ложбинку, накрывая собой, как толстым одеялом, ели, скалы и ручьи. А скалы-то цветные: красные, серые, черные, местами покрыты яркими разноцветными пятнами лишайников… И над всем этим птичий гомон и далекий шум горной бурной речки Арашанки, к которой и лежал наш обходной путь. Спустившись, мы оказались в очень интересном месте, которое называется Зиндан (для тех, кто не знаком с Востоком, это – каменная тюрьма-мешок). Стенами небольшой щели были красные скалы, местами покрытые темными елями. Если крикнуть, то эхо многократно отразится от скал, но не выпустит звука наружу, придавив его к земле… И как ироничная усмешка жизни, по дну сего мрачного места протекает веселый шустрый ручеек с вкусной, аж сладкой водой, а на его бережках растут маленькие, но очень красивые цветы и ягода костяника – красная и кисловатая, напоминающая барбарис. Ручеек вывел нас прямо к берегам Арашанки, хотя дорогу мы могли найти и без его помощи – так сильно шумела река. Около реки бесполезно разговаривать или комментировать видеосъемку – ничего, кроме грохота воды не услышишь. Вода эта была бело-голубой, она бешено билась в узких берегах, ворочала камни и теряла миллиарды брызг, которые стояли над рекой сплошной стеной из белой водяной пыли. А над рекой нависали огромные скалы, за вершины которых цеплялись могучими корнями высокие стройные ели. Дорога на Алтын-Арашан вела очень даже приличная (по ней может проехать джип, мотоцикл Урал и специальный такой грузовик), так что путешествие по ней налегке – сплошное удовольствие, но впереди нас ждали рюкзаки… У большого железного моста мы снова взвалили на себя груз удобств и обильного питания и пошли, сразу сбавив обороты. Сначала, как водится, я с восторгом смотрела по сторонам, но по мере подъема глаза все чаще упирались в раскисающую дорогу под ногами, а в голову закрадывались подозрения, что на меня навесили все самое тяжелое. Ольга с Николаем бодро вышагивали впереди, а мы с Андреем мужественно плелись в пределах видимости. По оптимистичным прогнозам Ольги на дорогу до Алтын-Арашана нам нужно было 4 часа, но она рассчитывала на свои силы, а не на нас, так что в результате до самого курорта мы не дошли 3 километра (в горах с рюкзаками это очень много). Чем выше был подъем, тем чаще мы останавливались отдышаться. Если честно, планирование похода было несколько неправильным – из Бишкека мы за 6 часов на машине поднялись с 800метров над уровнем моря до 1700, а через какие-то полтора часа уже вышли на маршрут, конечная точка которого находилась на высоте 4200 метров…, во как! Несмотря на то, что мы как бы местные жители и регулярно ходим в горы (правда, не всегда так высоко), резкая смена высот чувствовалась, тем более, что шли мы, придавленные сверху еще и рюкзаками. Я не говорю про Николая, который каждый день ходит по этим горам, да еще часто и бегом, потому как он охотник, или про Ольгу-альпинистку, которая с двенадцати лет лазает по высотам не ниже 4500 метров, но нам с Андреем было, мягко говоря, тяжеловато. Итак, шли мы медленно вдоль бурной белой Арашанки, нас сопровождал меленький и теплый дождик, намокшие скалы блестели бордовыми и темно-серыми гранями, когда на них вдруг попадал неуверенный луч солнца, чудом пробившийся сквозь низкие серые тучи, раскисшая дорога хлюпала под ударами наших тяжелых ботинок, а где-то в зарослях голосили мокрые, но неунывающие пичуги. Красота. Примерно на полпути к лагерю мы набрели на маленькую земляничную полянку, каким-то образом приютившуюся среди огромных пятнистых валунов. Ягодки были крошечные, как детский ноготок, но такие душистые и вкусные, что чувствовалось, как вкус и запах проникают в каждую клеточку тела, вытесняя прочь усталость и неудовольствие. А потом была дикая ядреная смородина, и барбарис, и шиповник и даже облепиха, которую, правда, мы есть не стали по причине ее неспелости, скривившись от первой попробованной ягодки. Вперед, вперед… вечерело, нам необходимо было добраться до места ночевки хотя бы в поздних сумерках, потому что дорога стала совсем сложной и просто было бы опасно продолжать путь в темноте. Вдруг мы услышали надрывный рев мотора. О! За нами следом поднималась вахтовка – грузовик «Урал». Мы обрадовано встали у обочины , предвкушая если не подъем на машине, то хотя бы избавление от рюкзаков на оставшийся участок пути, ни минуты не сомневаясь в том, что машина остановится. Не тут-то было. Когда Николай все-таки остановил «Урал» в принудительном порядке и спросил, не возьмут ли там наши рюкзаки, водитель с благоговейным придыханием сообщил, что у него иностранцы и он никого и ничего не возьмет. А эти самые иностранцы, толстые красномордые дядьки, улыбались во весь рот, говорили «Хай!» и махали нам ручкой на прощание. Вот так-то. Если честно, это было настолько неожиданно, что наши мужчины крепко выразились. Хотя, положа руку на сердце, случаи, когда в горах люди друг другу не помогают, встречаются все чаще… Грустно… Ну да ладно, Бог им судья. Вздохнув, мы продолжили путь. Наверное, у меня был очень несчастный вид, потому что Ольга на правах инструктора вытащила из моего рюкзака несколько банок и свертков, не смотря на мое мужественное сопротивление. А еще она дала мне несколько цветков чабреца, посоветовав глубоко вдыхать запах, когда будет очень трудно дышать. Вообще-то я знала лекарственные качества горных трав, но как правило, использовала их в виде отваров и настоек, а о таком способе нормализации дыхания на высокогорье узнала впервые. Действительно, когда было совсем уж тяжело, кружилась голова, сдавливало грудь и дышалось трудно, стоило очень глубоко вдохнуть пряный аромат этих маленьких фиолетовых корзиночек, и сразу словно открывалось второе дыхание. Пройдя еще некоторое расстояние, мы остановились, пропуская огромное стадо молодых бычков, которые спускались в село. Издали они выглядели грозно и мы настороженно пошутили на тему Ольгиной красной штормовки, предлагая ей спрятаться за нашими более нейтрально окрашенными спинами, но по мере приближения морды животных выглядели все более симпатично и дружелюбно. Хорошенькие, как и все малыши, бычки с любопытством разглядывали нас большими влажными глазами, прядая пушистыми ушами. Мы с Ольгой еле удержались, чтобы не погладить их по крутым кудрявым лбам. Итак, последние метры в сумерках под моросящим прохладным дождиком - и мы выходим на огромную поляну с высоченными елями и обломками скал. Обогнавший нас Николай уже нашел прекрасное место для палатки под великанской елкой, которая раскинула пушистые лапы наподобие большого колючего зонта. В отзнаменование прихода к цели сегодняшнего дня Андрей торжественно подарил мне эдельвейсы, было приятно и трогательно. Лагерь разбивали быстро и весело, подстегиваемые голодом и желанием переодеться в сухое. Развели огромный пионерский костер и совсем было принялись за приготовление ужина, как обнаружили неожиданное и полное отсутствие воды во фляжке. После бурного выяснения кто виноват и что делать, Андрей с Николаем были откомандированы за водой черт знает куда, за 300 метров вниз к реке в глухой и мокрой темноте, экипированные лишь крошечным фонариком и нашими напутствиями. Оставшись, как истинные женщины, поддерживать огонь, мы с Ольгой все сделали для быстрейшего приготовления ужина, навели относительный порядок и стали ждать. 20 минут, полчаса, ждем. Нету… Ольга сказала, что до реки идти минут десять, плюс там пять минут, дорога обратно пусть пятнадцать минут, ну накинем еще пять минут…Темнота вокруг – глаз выколи, непонятно где бурлит река, дождь разошелся не на шутку и мы уже начали всерьез беспокоиться, обсуждая, как их искать в случае чего…
И вот, когда беспокойство стало медленно но верно превращаться в тихую панику, среди елок мелькнул огонечек и послышались голоса, это через 45 минут! Наши вододобытчики пришли все грязные, мокрые, злые, а вода была только в одной герметически закрывающейся посудине. Из их насупленных и огрызающихся монологов мы поняли, что собственноручно отправили наших мужиков на верную погибель, но уже через десять минут, когда был готов ароматный кофе, а в котелке булькал ужин, все смеялись, сидя у костра и держа в замерзших руках горячие кружки.
О, эти ночные костры! Святая святых любого похода, место, вокруг которого собираются не только ради тепла, костер объединяет людей, сидящих плечом к плечу и протягивающих руки к огню. Как удивительно смотреть на пламя, смотреть, как оно рождается и живет, взвиваясь до небес ярким сполохом в непроглядной тьме. А если вглядываться в огонь долго и не отрываясь, то почувствуешь, что становишься частью его и тоже можешь взмыть в небо… Костер даже умира