Поход к Коль-Тору - июнь 2002

Почему люди любят горы? Потому что там легко дышится и забываются многочисленные проблемы? Потому что там чувствуешь себя частицей чего-то могущественного и вечного? Или потому что там как нельзя лучше узнаешь идущего с тобой? А может, потому что горы ближе к небу и звездам? Причин может быть несколько, а следствие одно – кто хоть раз побывал в горах, тот будет непременно стремиться туда еще…
Так и мы, не являясь исключением, снова собрались в поход. Конечной целью опять был Иссык-Куль, но маршрут выбрали более сложный и протяженный – через маленькое горное озеро Коль-Тор. Планировалось два дня идти до Коль-Тора, там отдохнуть и, перевалив через хребет в районе ущелья Тору-Айгыр, выйти к Иссык-Кулю, где нас ждал суточный отдых в маленькой уютной здравнице, а оттуда уже через другое ущелье вернуться в Калмак-Ашуу. Однако, как известно, человек предполагает, а природе, собственно, до лампочки. В нашем случае природа ясно дала понять, что нечего торопить события и лезть в горы раньше, чем положено, а положено в конце июня, а то и в начале июля… Хотя испортить нам поход ей все-таки не удалось.
Начиналось все весело, ярко и солнечно. Приехав в Калмак-Ашуу, радостно обнявшись со Станбеком и плотно перекусив, мы обсудили план похода. Решено было проехать на машине первый несложный участок пути, чтобы не тратить время на то, что уже видели, а поскорее углубиться в неизведанное. Лошадок погрузили в старенький, но надежный ЗИЛ, а сами в количестве шести человек набились в машину, любезно предоставленную нам егерем. Дорога заняла не так много времени, хотя верхом ушел бы день( с привалом и обедом, разумеется). Доехав до цели раньше импровизированной «коневозки», мы забрались на солнечный цветущий пригорок и шумно приветствовали прибытие наших четвероногих напарников. Выгрузка прошла успешно, лошадок распределили и двинулись по направлению к кордону Касена – последнему оплоту цивилизации в этих местах. На этот раз мне достался симпатичный крепкий рыжий Яша с густой челкой. Мы сразу поладили и согласованно решили дружить эти несколько дней. Примечательная деталь – лошадь нашего проводника Курманбека, которую звали Пончик, шла без уздечки, только под седлом и прекрасно слушалась хозяина - согласитесь, довольно редкое явление в наше время.
Выпив чаю с гостеприимными хозяевами кордона, мы навьючили лошадок и отправились в долгий путь. Надо отметить, что в тех местах невероятное количество рек, речушек, ручьев и родников с ледяной чистейшей и очень вкусной водой. И пока мы добирались до первого перевала на пути к Коль-Тору, пришлось восемь раз идти вброд. Ощущение довольно острое, когда лошадь старается нащупать единственный верный путь по каменистому дну бурной реки. А уж если вдруг споткнется конь… то душа пытается уйти не то что в пятки, а вообще вон из этого сумасбродного тела, которому в покое и тепле не сидится. Зато как это здорово – гордо оглядываться на только что форсированную реку! Грохот воды, ветер, пение птиц, стук копыт, фырканье лошадей – все это чудесным фоном сопровождало нас в пути. А еще запах многочисленных цветов и огромных елей, которые убегают острыми верхушками высоко в синее небо с маленькими тучками… Кстати о тучках. Во второй половине дня они медленно, но верно стали оккупировать небо, разбавляя яркую синеву, однако, нас это не заботило, ведь вокруг было столько красоты…
Густой еловый лес с узкой тропинкой (с одной стороны которой, между прочим , крутейший обрыв , поросший все теми же елями) закончился, и мы вышли на горный луг. Густая сочная трава была лошадям чуть ниже груди и они на ходу подкрепились. Чуть поодаль паслось стадо коров, которые с крайним удивлением воззрились на столь многочисленную группу, ведь больше двух-трех человек сразу рогатые здесь ни разу не видели. Обогнув на почтительном расстоянии рослого хмурого быка, мы стали спускаться к очередной реке. Надо сказать, что спуск груженым лошадям всегда дается труднее, чем подъем и им надо помогать корпусом. После пары холмов с лугами опять начался лес, в котором, по каким-то причинам, произошел массовый падеж елок и нам пришлось пробираться через немыслимые завалы, но наши как всегда победили и прорвались к перевалу. А наверху, когда обозревали окрестности (высота, кстати, около 2500м.), обнаружили, что за нами по пятам гонится плотный туман. Нам было предложено пошевеливаться, чтобы успеть разбить лагерь в условиях нормальной видимости, однако, у тумана было свое мнение на этот счет, и через двадцать минут прямо на узкой горной тропе нас окружила плотная серая мгла, что наадреналинило нас до самых пят, куда опять собралась было душа…но лошадки шли очень медленно и осторожно, так что скоро адреналин равномерно разошелся по организму, чтобы опять вскоре выработаться на очередном сложном и захватывающем участке. Погода все ухудшалась, поэтому перекусили мы в седле сэндвичами и шоколадкой, только вот вместо чая пришлось обойтись родниковой водой, что, впрочем, было очень даже неплохо. Еще парочка спусков и подъемов - и мы, наконец, пришли к месту ночевки в ущелье на берегу шустрой речушки, правда уже в сумерках.
Итак, лошадки расседланы, палатки поставлены, примус плюется, но работает, а мы сидим в ожидании ужина и звезд… А на небе как специально для нас разыгрывается целое представление. Звезды, конечно, есть, они яркие и большие, но только на одной половине неба, а вторая часть занята совершенно невообразимой башней из клубящихся туч. Причем они не двигаются, а только бурлят, как вода в нашем казане… И вдруг начинается гроза, да такая, что уши от грома закладывает. Но молнии сверкают почему-то только внутри туч, освещая всю эту башню каким-то нереальным светом, нам сразу вспомнились всякие фэнтези…
Это продолжалось очень долго, ужин был готов и мы продолжили просмотр, уже жуя макароны с мясом и сыром, запивая чаем со сгущенкой и разделившись на два лагеря - тех, кто считал, что гроза так до нас и не дойдет, и пессимистов, которые ждали продолжения уже над нашими головами… Ни те, ни другие не угадали. Гроза до нас не дошла, но над головами оказался довольно противный дождик, хотя засыпать под стук дождя по палатке было очень уютно…
Раннее утро было облачным и прохладным, но природа вокруг пестрела свежеумытыми красками, роса блестела на травинках, ветра совсем не было, а речка вносила свою лепту в виде неясного бормотанья. Лошадки, отпущенные на свободу, мирно паслись неподалеку за исключением двух, видимо неудовлетворенных качеством травы на этом склоне и ушагавших довольно далеко. Выяснив, чьи это лошади, мы отправили наездников за ними, а сами стали готовить завтрак, хотя есть почему-то не хотелось. Некоторые из нас вообще ограничились кофе с печеньем. Собрав палатки и оставив дежурного, мы налегке выдвинулись к Коль-Тору, до которого благодаря бешенному темпу предыдущего дня осталось идти только пять-шесть часов. В пути также чередовались леса, речки и луга, только высота над уровнем моря все увеличивалась…
А еще произошел по дороге забавный случай. В наших горах очень много сурков, но увидеть их трудно, потому как, являясь объектом охоты, они очень осторожничают. А мы увидели, причем на довольно близком расстоянии. Большой толстый ярко-оранжевый сурок сидел у входа в свою нору и с удивлением нас разглядывал, сложив лапы на груди. Он был такой смешной, что даже проводники-охотники развеселились и не стали в него стрелять, сказав: «Какой тупой сурок, однако!». Так и закрепилось между нами название того склона – «около дома тупого сурка». А непосредственно после «дома сурка» начинались сырты – зона высокогорной тундры со скудной травой и снегом, языки которого спускались прямо на нашу тропу. Такие места находятся уже на высоте около 3200 метров над уровнем моря, и это стало ощутимо. Даже лошадкам стало труднее карабкаться вверх. Мы еще раз убедились в исключительности местных маленьких и скромных коников, которые преодолевали такие кручи, что дух захватывало…куда там породистой элите!
Последний рывок, и мы наконец вместе с ветром выходим на гребень, с которого открывается вид на Коль-Тор. Как жаль, что я не поэт и не писатель, потому что слов, чтобы рассказать об увиденном, просто не хватает… Представьте, что Вы смотрите сверху на огромное черное зеркало, которое лежит среди темно-зеленых гор, на лесистых верхушках клубятся дымчатые облака, а гладкая поверхность озера отражает четкие контуры каждого камня, каждой ели… Мы начинаем очень крутой спуск в поводу и как только гребень остается высоко за спиной, ветер моментально стихает, застревая в острых колючих елях, а голоса птиц становятся слышнее. Вниз, вниз, вниз… мы спускаемся примерно на 400 метров, петляя в лесу, густо покрывающему склоны. И снова сочные яркие луга с цветами, покрытыми росой. Риск намокнуть основательно очень велик и мы снова садимся в седла, благо спуск становится пологим.
На каменистом берегу мы отпустили лошадей и молча сели у самой воды, которая была темной и ледяной. Далеко не сразу стали разговаривать и вслух восхищаться этой почти нереальной красотой. Хотя что может быть реальнее чистой прозрачной воды, голосов невидимых птиц, елей-великанов, могучих гор и лошадок, мирно хрумкающих за спиной? Это и есть самая реальная жизнь, а город с его проблемами и неживыми предметами – ничто иное, как пресловутая Матрица, где мы уже не принадлежим себе…
За подобными мыслями и восхищенным рассматриванием окрестностей мы не заметили, как горный ветер согнал к озеру целую армию туч всех цветов и размеров, которые угрожали в лучшем случае дождем. Природа начала агрессивно вмешиваться в наши планы. Пока мы наслаждались красотой озера, Курманбек успел съездить к перевалу. Вернулся он мокрый и сказал, что перевал сейчас одолеть никак нельзя, то есть на Иссык-Куль мы таким путем не попадем…
Это был удар ниже пояса. Мы, конечно, стали рвать на груди тельняшку и уверять его, что справимся с самыми тяжкими испытаниями, что пройдем где угодно и не можем не увидеть Иссык-Куля, на что он флегматично заявил: «Не думаю, что вы закончили все свои дела на этой земле, чтобы уходить, в такую погоду на перевал только смертник пойдет. Скоро будет сильная гроза, нам надо возвращаться, а на Иссык-Куль вы и на машине доедете.» Несмотря на всё расстройство, очень скоро мы признали его правоту…
Уже на половине подъема от Коль-Тора начался дождь. Мелкий и редкий, он нас ничуть не напрягал, а вскоре и вовсе кончился, однако, Курманбек все поторапливал нас. До лагеря было еще далеко, а желудок напоминал о прозе жизни, поэтому мы довольно бодро пошагали обратно. Когда кавалькада добралась до забавного, но неумного сурка, небо снова нахмурилось и уже не на шутку, так что пришлось ускориться, переходя временами с рыси на галоп там, где позволяла дорога. И все таки последние полчаса до лагеря мы прошли с дождем под аккомпанемент грома. Замерзшие и намоченные наши души в палатках довольно быстро пришли в себя, приняв на грудь (не пьянства ради а здоровья для) и закусив шпротами и хрустящими огурчиками. Потом мы слушали дождь и обсуждали изменения в маршруте, пока добровольно-принужденные дежурные готовили ужин. Решено было возвращаться на кордон, оттуда в Калмак-Ашуу, а уже на машине рвануть на Иссык-Куль.
Следующее утро было ясным, но ровно до того момента, как мы свернули лагерь и сели в седла. Всю дорогу до кордона мы соревновались с дождем и грозой и тут наши не победили. Мало того, ливень вдруг превратился в град, который застал нас в лесу (неимоверная удача!), где вся наша конно-человеческая компания с комфортом разместилась под двумя огромными мохнатыми елями. Не поверите, но было очень весело выглядывать, как гномы-лесовики из-под елкиных лап, и гадать, когда же все это природное безобразие кончится . Кто-то курил, кто-то грыз конфеты а кто-то пытался все происходящее запечатлеть на камеру. Когда дождик стал снова мелким, мы выдвинулись дальше, но это оказался хитрый тактический прием со стороны природы. Как только лес кончился, припустил такой ливень, что все сухое, еще оставшееся на нас, потеряло сей статус в один момент. Тут мужчины приняли командирское решение - гнать напролом к кордону, так как выжидать больше не имело смысла. Мы поднялись в галоп и, громыхая поклажей, рванули вперед. Пролетев по лугам, мы попали в последний лес перед кордоном, и тут нас ждали новые испытания. Помните те восемь бродов? Так вот, воды там стало в три раза больше и лошади по началу даже остановились, задумавшись о невзгодах конных походов, но потом не без нашего вмешательства согласились с тем, что мокрее мы уже не будем и достойно преодолели все водные преграды. Когда впереди возник наконец кордон, мы испытали чувство возвращения на Родину ну, по крайней мере, с Луны, до того нас переполняла радость приобщения к чему-то сухому и стабильному. Горячий час с вареньем из горной малины и особенным пресным хлебом, сухой толстый ширдак (войлочный коврик), да еще чудом сохранившаяся сухая одежда быстро вернули нам бодрое состояние тела, а что касается духа, то он был как никогда на высоте.
Дальнейший наш путь в Калмак-Ашуу с точки зрения конного туриста-экстремальщика не интересен – банальный грузовик и цивилизованная дорога. Мы попрощались с лошадками и проводниками, пересели на железного коня и рванули за новой порцией красоты через Боомское ущелье на Иссык-Куль. Погода установилась великолепная, небо синее-синее, а озеро – еще ярче… Иссык-Куль встретил нас мягким морским ветерком, запахом сосен и эстрагона, теплым песком и солнечными бликами на воде. Прозрачные волны лениво набегали на берег, приглашая все забыть и остаться здесь, чтобы нежиться в лучах солнца и строить замки из песка…Как замечательно было оказаться среди сияющей бирюзы и тепла, особенно после такого грозового перехода! Мы не поленились проехать до места, откуда виден перевал Тору-Айгыр и поразились его мрачному и грозному виду. Курманбек был сто раз прав, а раз он был прав насчет невозможности перехода два дня назад, то значит, сбудутся и его предсказания насчет красивейшего перевала и относительно нетрудного перехода в начале июля, чем мы не преминем воспользоваться и пронесемся верхом по кромке синей воды… Но это будет уже совсем другая история…